Фотоаппараты времен Великой Отечественной войны
«От Москвы до Бреста нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли.
С «Лейкой» и с блокнотом, а то и с пулемётом
Сквозь огонь и стужу мы прошли…»
К. Симонов
|
«…Человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата, всегда, в конечном счёте, глядит через него в историю…», — писал Константин Симонов. В итоге рождаются фотоснимки, «по которым чувствуется и исторический воздух минувшей эпохи, и вдобавок к этому субъективное отношение человека с фотоаппаратом к тому, что он видел через объектив…». Фотокорреспонденты Великой Отечественной были на передовой, в партизанском отряде, вместе с защитниками города, села, «безымянной» высоты, и вместе с ними неустанно работала фотокамера, помогая вести тяжелую и опасную фотолетопись войны.
В Государственном архиве кинофотодокументов Российской Федерации в Красногорске хранятся негативы, которые фотокорреспонденты прямо с передовой доставляли в редакции своих газет. На этих документах сохранились царапины, метки, идентификационная информация фирм-изготовителей фотоматериалов – на них, в буквальном смысле слова, время оставило свой след. Среди них есть и фотопортреты самих военных фотокорреспондентов, запечатлённых со своими фотоаппаратами. В фондах Политехнического музея хранится довольно редкое издание 1987 года «Антология советской фотографии. 1941–1945 гг.», сохранившее подобные фотопортреты. Собранию музея принадлежат и фотоаппараты, подобные тем, с которыми работали фотокоры Великой Отечественной.
Во время войны применялись фотоаппараты самых различных моделей, клапп-камеры, ящичные зеркальные камеры начала ХХ века, малоформатные «Exakta» и «Praktiflex» – зеркальные камеры для 35-мм фотоплёнки. В ходу были даже универсальные павильонные и дорожные камеры XIX века. Первый массовый советский фотоаппарат «Фотокор-1» исправно нёс службу в окопах и блиндажах, таким фотоаппаратом и делали фотографии на партбилет при приёме в партию на передовой.
Однако самое массовое применение у фоторепортёров во время Великой Отечественной войны нашли малоформатные фотоаппараты для 35-мм фотоплёнки «ФЭД», немецкие «Leica» и «Contax».
Фоторепортёры армейских газет и боевых листков свой ежедневный изматывающий труд делят с фотоаппаратом «ФЭД». Из воспоминаний советского фотографа и фотокорреспондента Е.А. Халдея, относящихся к 1995 году, известно, что в прифронтовой полосе разрешалось использовать только отечественный фотоаппарат «ФЭД» – русскую «Лейку», как говорили в 1930-е–1940-е годы.
К началу Великой Отечественной войны «ФЭД» представлял собой системную дальномерную фотокамеру среднего класса, оснащенную сменными фотообъективами. В 1938–1939 годах был разработан светосильный объектив «ФЭД», оптическая схема которого позволяла увеличить относительное отверстие до 1:2 при угловых полях зрения 40–45 градусов (впервые эту возможность доказал в начале 1920-х годов советский оптик Г.Г. Слюсарев на примере объектива «Сириус»).
Наличие широкоугольного светосильного объектива и телеобъектива расширяло возможности камеры, делая ее универсальной. Фотокамера «ФЭД» как представитель дальномерных малоформатных фотоаппаратов с жёсткой конструкцией корпуса давала фотографу возможность выбирать любую точку съёмки. Кроме того, можно было использовать одну и ту же камеру для всех видов фотографической съемки: от портретной до архитектурной.
Главное достоинство дальномерных камер – это высокая точность фокусировки и отсутствие вибраций затвора, что в сочетании с жёсткой конструкцией корпуса позволяло вести оперативную съёмку с рук. Даже конструкция футляра имела революционное значение: фотоаппарат не нужно было вынимать из футляра, а при съёмке с рук с большой выдержкой и изменении точки съёмки ремень футляра выполнял функцию штатива. Кроме того, дальномерные фотокамеры первыми были оснащены комплектом сменной оптики.1 Вот почему фотоаппарат «ФЭД» был наиболее приспособлен для решения задач военного репортажа с мест боевых действий на линии фронта.
«ФЭД» в равной степени обладал как достоинствами, так и общими для всех дальномерных малоформатных фотокамер конструктивными недостатками. Главной его проблемой была невысокая надёжность, что не в последнюю очередь было связано с затвором, а точнее с материалом шторок. Шторки были матерчатыми, даже не прорезиненными, как у фотокамер фирмы «E. Leitz». Они быстро отсыревали, а в холодное время года и промерзали, так что фоторепортёру приходилось держать камеру за обшлагом полушубка или шинели, согревая ее собственным теплом.
Проблема надёжности камеры и точности съёмки выступала на первый план, когда фоторепортаж готовился по заказу редакции крупных издательств. В этом случае, как вспоминает Е.А. Халдей, в прифронтовой полосе выдавалось специальное разрешение на работу иностранными фотокамерами.
Малоформатные дальномерные фотоаппараты «Leica» и «Contax» в довоенный период были достаточно распространены в СССР. Сохранились многочисленные образцы рекламы этих фотоаппаратов, опубликованные в журнале «Оптико-механическая промышленность», предназначенных для наиболее состоятельных советских граждан. И редакции крупных издательств в период Великой Отечественной войны были оснащены преимущественно различными модификациями именно этих фотоаппаратов.
Но достаточно часто были и исключения. Например, в журнале «Советское фото» за 1940 год можно встретить фотопортреты будущих военных фотокорреспондентов с миниатюрной клапп-камерой начала ХХ века «Tenax» с форматом 6,5х4 см. Такая камера легко помещалась в нагрудном кармане, а снимать можно было на форматную фотоплёнку. Преимущества крупного формата всегда ценились фоторепортёрами, особенно если снимки предназначались для газетной печати. Именно таким оптическим рисунком, резким и одновременно очень контрастным, и обладали анастигматы (анастигмат – наиболее совершенный тип фотографического объектива, характеризующийся исправлением аберраций в пределах всего поля изображения) начала ХХ века, в том числе и двойной анастигмат «Дагор».
Те, кому посчастливилось работать в фондах Государственного архива кинофотодокументов Российской Федерации, могли держать в руках негативы, доставленные известными фотокорреспондентами непосредственно с линии фронта. При виде маркировки на фотоплёнке – «Kodak» и «Agfa» – сразу понимаешь, что за эти снимки заплачено не только жизнью самих военкоров, но и жизнью советских подводников и военных лётчиков, охранявших и защищавших морские транспортные суда союзников.
Фотоаппараты «Leica» и «Contax» честно работали на Победу советского народа в этой беспощадной войне. Сохранились фотоснимки, на которых фотокорреспонденты Я.И. Рюмкин, М.И. Савин и А.М. Альперт запечатлены в зоне боевых действий во время съёмок фотоаппаратами «Leica». Фронтовые корреспонденты Марк Марков-Гринберг, Аркадий Шайхет, Борис Шейнин и И.М. Шагин работали фотоаппаратами «Leica». А Д.Н. Бальтерманц сделал свои легендарные снимки «Горе» (1942 год) и «Чайковский» (Германия, 1945 год) именно фотоаппаратом «Contax».
На знаменитой фотографии с групповым портретом фронтовых фотокорреспондентов среди прочих запечатлен фоторепортер Г.Г. Петрусов с фотоаппаратом «Contax». Бросив беглый взгляд на снимок, замечаешь, что у каждого фотокорреспондента на фотографии не по одному фотоаппарату. Это объясняется конструктивными особенностями дальномерных малоформатных фотокамер конца 1930-х годов. Сложность в применении сменной оптики, увеличение погрешности фокусировки при использовании длиннофокусной и светосильной оптики – всё это заставляло настраивать каждую отдельную камеру под свой фотообъектив и применять только для одного вида съёмки.
Вот так, приспосабливаясь к недостаткам своих фотоаппаратов, прошли фотокоры всю войну, не расставаясь со своим помощником ни на минуту. Ну а если расставались, то передавали их в надёжные руки, и боевой друг продолжал дело своего погибшего товарища. Так произошло с фотоаппаратом «Praktiflex», ныне принадлежащим и бережно хранимым в семье Владимира Яковлевича Сомова, удостоенного среди других боевых наград медали «За взятие Кёнингсберга». Из воспоминаний Н.И. Котовой, родственницы Владимира Яковлевича: «…с 13 января по 25 апреля 1945 года…В.Я. Сомов… принимал непосредственное участие в освобождении г. Кёнингсберга… В это время и попал к нему этот немецкий фотоаппарат «Практифлекс»… Этот фотоаппарат был дан ему на хранение …военным корреспондентом. Этот человек погиб. И фотоаппарат, таким образом, остался у Владимира Яковлевича, пройдя с ним все дороги войны вплоть до освобождения Западной Украины от бендеровцев в 1947–1948 годах…».
Лопатина Е.Н. – старший научный сотрудник Политехнического музея
2 комментария:
Хотел бы отметить, что сведения о ткани на фотоаппаратах ФЭД не соответствуют действительности. Имею 2 камеры довоенного производства - на обеих шторки из плотной прорезиненной ткани. На экземпляре 1935 года выпуска шторка пересохла и резина кусками отваливается.
Спасибо за Ваше уточнение! В планах размещать здесь гораздо больше полезной информации и статей, поэтому если у Вас есть желание, Вы можете более детально с фото описать экземпляры из своей коллекции, а мы бы разместили Вашу информацию отдельной статьей.
Отправить комментарий