суббота, 8 сентября 2012 г.

Фотоаппараты времен Великой Отечественной войны



Фотоаппараты времен Великой Отечественной войны

«От Москвы до Бреста нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли.
С «Лейкой» и с блокнотом, а то и с пулемётом
Сквозь огонь и стужу мы прошли…»
К. Симонов
Групповой снимок военных корреспондентов на фоне Рейхстага. Берлин, Германия. 1945 г.Великая Отечественная война… 1418 дней, которые должны остаться в памяти народа, в памяти наследников этой великой Победы. Журнальные статьи, литературные произведения, художественные и документальные фильмы, мемуары – крупномасштабная многожанровая летопись, которая не может быть полной без фотографий военных лет. Ведь обращение к фотодокументам – это обращение к первоисточнику, в наименьшей степени подверженному искажению временем.
«…Человек, который смотрит на жизнь через глазок фотоаппарата, всегда, в конечном счёте, глядит через него в историю…», — писал Константин Симонов. В итоге рождаются фотоснимки, «по которым чувствуется и исторический воздух минувшей эпохи, и вдобавок к этому субъективное отношение человека с фотоаппаратом к тому, что он видел через объектив…». Фотокорреспонденты Великой Отечественной были на передовой, в партизанском отряде, вместе с защитниками города, села, «безымянной» высоты, и вместе с ними неустанно работала фотокамера, помогая вести тяжелую и опасную фотолетопись войны.Малоформатный дальномерный фотоаппарат «Leica II» (Лейка II). Фирма«Ernst Leiz» (Эрнст Лейтц), Ветцлар, Германия. 1932–1939 гг. Фонд ПМ
В Государственном архиве кинофотодокументов Российской Федерации в Красногорске хранятся негативы, которые фотокорреспонденты прямо с передовой доставляли в редакции своих газет. На этих документах сохранились царапины, метки, идентификационная информация фирм-изготовителей фотоматериалов – на них, в буквальном смысле слова, время оставило свой след. Среди них есть и фотопортреты самих военных фотокорреспондентов, запечатлённых со своими фотоаппаратами. В фондах Политехнического музея хранится довольно редкое издание 1987 года «Антология советской фотографии. 1941–1945 гг.», сохранившее подобные фотопортреты. Собранию музея принадлежат и фотоаппараты, подобные тем, с которыми работали фотокоры Великой Отечественной.
Дальномерный малоформатный фотоаппарат «ФЭД». Автор конструкции объектива Г.Г. Слюсарев. Завод «Трудкоммуны НКВД УССР им. Ф.Э. Дзержинского», Харьков, СССР. 1935 г. Фонд ПМВо время войны применялись фотоаппараты самых различных моделей, клапп-камеры, ящичные зеркальные камеры начала ХХ века, малоформатные «Exakta» и «Praktiflex» – зеркальные камеры для 35-мм фотоплёнки. В ходу были даже универсальные павильонные и дорожные камеры XIX века. Первый массовый советский фотоаппарат «Фотокор-1» исправно нёс службу в окопах и блиндажах, таким фотоаппаратом и делали фотографии на партбилет при приёме в партию на передовой.
Однако самое массовое применение у фоторепортёров во время Великой Отечественной войны нашли малоформатные фотоаппараты для 35-мм фотоплёнки «ФЭД», немецкие «Leica» и «Contax».Широкоугольный фотообъектив «ФЭД». Завод «Трудкоммуны НКВД УССР им. Ф.Э. Дзержинского», Харьков, СССР. 1937 г. Фонд ПМ
Фоторепортёры армейских газет и боевых листков свой ежедневный изматывающий труд делят с фотоаппаратом «ФЭД». Из воспоминаний советского фотографа и фотокорреспондента Е.А. Халдея, относящихся к 1995 году, известно, что в прифронтовой полосе разрешалось использовать только отечественный фотоаппарат «ФЭД» – русскую «Лейку», как говорили в 1930-е–1940-е годы.
К началу Великой Отечественной войны «ФЭД» представлял собой системную дальномерную фотокамеру среднего класса, оснащенную сменными фотообъективами. В 1938–1939 годах был разработан светосильный объектив «ФЭД», оптическая схема которого позволяла увеличить относительное отверстие до 1:2 при угловых полях зрения 40–45 градусов (впервые эту возможность доказал в начале 1920-х годов советский оптик Г.Г. Слюсарев на примере объектива «Сириус»).
Телеобъектив «ФЭД». Завод «Трудкоммуны НКВД УССР им. Ф.Э. Дзержинского», Харьков, СССР. 1937 г. Фонд ПМНаличие широкоугольного светосильного объектива и телеобъектива расширяло возможности камеры, делая ее универсальной. Фотокамера «ФЭД» как представитель дальномерных малоформатных фотоаппаратов с жёсткой конструкцией корпуса давала фотографу возможность выбирать любую точку съёмки. Кроме того, можно было использовать одну и ту же камеру для всех видов фотографической съемки: от портретной до архитектурной.Репродукционный фотообъектив «ФЭД». Завод «Трудкоммуны НКВД УССР им. Ф.Э. Дзержинского», Харьков, СССР. 1937 г. Фонд ПМ
Главное достоинство дальномерных камер – это высокая точность фокусировки и отсутствие вибраций затвора, что в сочетании с жёсткой конструкцией корпуса позволяло вести оперативную съёмку с рук. Даже конструкция футляра имела революционное значение: фотоаппарат не нужно было вынимать из футляра, а при съёмке с рук с большой выдержкой и изменении точки съёмки ремень футляра выполнял функцию штатива. Кроме того, дальномерные фотокамеры первыми были оснащены комплектом сменной оптики.1 Вот почему фотоаппарат «ФЭД» был наиболее приспособлен для решения задач военного репортажа с мест боевых действий на линии фронта.
«ФЭД» в равной степени обладал как достоинствами, так и общими для всех дальномерных малоформатных фотокамер конструктивными недостатками. Главной его проблемой была невысокая надёжность, что не в последнюю очередь было связано с затвором, а точнее с материалом шторок. Шторки были матерчатыми, даже не прорезиненными, как у фотокамер фирмы «E. Leitz». Они быстро отсыревали, а в холодное время года и промерзали, так что фоторепортёру приходилось держать камеру за обшлагом полушубка или шинели, согревая ее собственным теплом.
Малоформатный дальномерный фотоаппарат высокого класса «Contax I» (Контакс I). Фирма «Zeiss-Ikon» (Цейсс-Икон), Дрезден, Германия. 1933–1934 гг. Фонд ПМПроблема надёжности камеры и точности съёмки выступала на первый план, когда фоторепортаж готовился по заказу редакции крупных издательств. В этом случае, как вспоминает Е.А. Халдей, в прифронтовой полосе выдавалось специальное разрешение на работу иностранными фотокамерами.
Малоформатные дальномерные фотоаппараты «Leica» и «Contax» в довоенный период были достаточно распространены в СССР. Сохранились многочисленные образцы рекламы этих фотоаппаратов, опубликованные в журнале «Оптико-механическая промышленность», предназначенных для наиболее состоятельных советских граждан. И редакции крупных издательств в период Великой Отечественной войны были оснащены преимущественно различными модификациями именно этих фотоаппаратов.Клапп-камера на пластиночных распорках со шлицами «Tenax». Фирма «C.P. Goerz» (К.П. Герц), Берлин, Германия. 1909-1914 гг. Фонд ПМ
Но достаточно часто были и исключения. Например, в журнале «Советское фото» за 1940 год можно встретить фотопортреты будущих военных фотокорреспондентов с миниатюрной клапп-камерой начала ХХ века «Tenax» с форматом 6,5х4 см. Такая камера легко помещалась в нагрудном кармане, а снимать можно было на форматную фотоплёнку. Преимущества крупного формата всегда ценились фоторепортёрами, особенно если снимки предназначались для газетной печати. Именно таким оптическим рисунком, резким и одновременно очень контрастным, и обладали анастигматы (анастигмат – наиболее совершенный тип фотографического объектива, характеризующийся исправлением аберраций в пределах всего поля изображения) начала ХХ века, в том числе и двойной анастигмат «Дагор».
Объектив «Dagor» Фонд ПМТе, кому посчастливилось работать в фондах Государственного архива кинофотодокументов Российской Федерации, могли держать в руках негативы, доставленные известными фотокорреспондентами непосредственно с линии фронта. При виде маркировки на фотоплёнке – «Kodak» и «Agfa» – сразу понимаешь, что за эти снимки заплачено не только жизнью самих военкоров, но и жизнью советских подводников и военных лётчиков, охранявших и защищавших морские транспортные суда союзников.
Фотоаппараты «Leica» и «Contax» честно работали на Победу советского народа в этой беспощадной войне. Сохранились фотоснимки, на которых фотокорреспонденты Я.И. Рюмкин, М.И. Савин и А.М. Альперт запечатлены в зоне боевых действий во время съёмок фотоаппаратами «Leica». Фронтовые корреспонденты Марк Марков-Гринберг, Аркадий Шайхет, Борис Шейнин и И.М. Шагин работали фотоаппаратами «Leica». А Д.Н. Бальтерманц сделал свои легендарные снимки «Горе» (1942 год) и «Чайковский» (Германия, 1945 год) именно фотоаппаратом «Contax».Магазин для форматной пленки в фильмпаке. Фирма «C.P. Goerz» (К.П. Герц), Берлин, Германия. 1909-1914 гг.Фонд ПМ
На знаменитой фотографии с групповым портретом фронтовых фотокорреспондентов среди прочих запечатлен фоторепортер Г.Г. Петрусов с фотоаппаратом «Contax». Бросив беглый взгляд на снимок, замечаешь, что у каждого фотокорреспондента на фотографии не по одному фотоаппарату. Это объясняется конструктивными особенностями дальномерных малоформатных фотокамер конца 1930-х годов. Сложность в применении сменной оптики, увеличение погрешности фокусировки при использовании длиннофокусной и светосильной оптики – всё это заставляло настраивать каждую отдельную камеру под свой фотообъектив и применять только для одного вида съёмки.
Г.Г. Петрусов с фотоаппаратом «Contax» на фоне Рейхстага (в центре). Берлин, Германия. 1945 г.Вот так, приспосабливаясь к недостаткам своих фотоаппаратов, прошли фотокоры всю войну, не расставаясь со своим помощником ни на минуту. Ну а если расставались, то передавали их в надёжные руки, и боевой друг продолжал дело своего погибшего товарища. Так произошло с фотоаппаратом «Praktiflex», ныне принадлежащим и бережно хранимым в семье Владимира Яковлевича Сомова, удостоенного среди других боевых наград медали «За взятие Кёнингсберга». Из воспоминаний Н.И. Котовой, родственницы Владимира Яковлевича: «…с 13 января по 25 апреля 1945 года…В.Я. Сомов… принимал непосредственное участие в освобождении г. Кёнингсберга… В это время и попал к нему этот немецкий фотоаппарат «Практифлекс»… Этот фотоаппарат был дан ему на хранение …военным корреспондентом. Этот человек погиб. И фотоаппарат, таким образом, остался у Владимира Яковлевича, пройдя с ним все дороги войны вплоть до освобождения Западной Украины от бендеровцев в 1947–1948 годах…».
Лопатина Е.Н. – старший научный сотрудник Политехнического музея

2 комментария:

Дмитрий комментирует...

Хотел бы отметить, что сведения о ткани на фотоаппаратах ФЭД не соответствуют действительности. Имею 2 камеры довоенного производства - на обеих шторки из плотной прорезиненной ткани. На экземпляре 1935 года выпуска шторка пересохла и резина кусками отваливается.

N комментирует...

Спасибо за Ваше уточнение! В планах размещать здесь гораздо больше полезной информации и статей, поэтому если у Вас есть желание, Вы можете более детально с фото описать экземпляры из своей коллекции, а мы бы разместили Вашу информацию отдельной статьей.